Плетение из бумажной лозы

Древнее искусство плетения из лозы.

Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определенной обработке с легкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Плетут из камыша, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника. Название материала «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и ткачества. С древнейших времен плетением занимались в Африке и Азии, в Европе и Австралии, в Южной и Северной Америке. В древности люди не задумывались над тем, заниматься им плетением или нет, это было необходимостью. Лозоплетение прошло сквозь столетия и дошло до нас практически в первозданном виде. И тысячу лет назад, и сейчас человек плетет по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приемов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое – плетение существует как бы вне времени. Другое дело, что изменилась сама цель лозоплетения. В древнем мире оно составляло необходимую потребность, связанную с обустройством человеческого быта. А теперь плетеные изделия служат в основном украшениями, хотя и не потеряли своего практического смысла. Лозоплетение занимало достойное место среди промыслов и ремесел в России и соответственно на территории нашей республики. Самым популярным материалом для плетения здесь был ивовый прут.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог сплести ее при необходимости. Корзинщики-виртуозы выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. И действительно, без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку, брали в дорогу, отправляясь в дальний путь, в них собирали урожай, с ними ходили за грибами. Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для возведения стен и крыш.

Одно дело — бытовое лозоплетение, а другое — мода на плетеные изделия, которой следуют практически все слои населения. Лозоплетение — одно из самых демократических ремесел. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце XVIII века. Ввел ее князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе. Он создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. В течение следующих десятилетий искусство лозоплетения совершенствовалось русскими мастерами. В конце XIX века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. Лозоплетение становится в России подлинным народным искусством.

В начале XX века в России ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель, стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски, дорожные принадлежности, сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки, детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли бы сплести из лозы.
Лозоплетением в России занимались практически повсеместно, где росла ива или можно было достать растительный материал, способный ее заменить. В Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской губерниях были сосредоточены наиболее крупные центры плетения. Развитию этого ремесла способствовала организация школ, в которых обучали плетению.
По материалам книги «Плетение из лозы» из серии: Подворье (АСТ). Группа авторов. 2011 г. Литрес.

Волшебная Птица : Welcome !

Authorize

Забыли пароль?

Регистрация